Click to order
Cart
Total: 
Your Name
Your Email
Your Phone
 
Кристина Колесникова

«Вещизм» в современном искусстве

Предмет, помещенный в определенные условия, становится искусством. В свое время Дюшан поразил зрителей писсуаром, который стал частью выставочной экспозиции. Он предложил взглянуть на мир, как на искусство и в то же время предложил снизить градус «почитания» произведений искусства. Уже прошло столько времени с тех пор, но художники вновь и вновь обращаются к этому приему работы с предметом ежедневного обихода. И, мне кажется, что
в последнее время это трогает зрителей все больше, этот прием утратил свою «эпатажность», но стал чем-то трогательным, что, в свою очередь характеризует наше время и мне захотелось подумать о том, почему так происходит.
Lindsay Bottos
Meret Oppenheim
Любому художнику постоянно приходится доказывать право на то, чтобы быть вне прикладных целей. Безусловно, это право приходится отстаивать исключительно потому, что роль художника и дизайнера исторически долгое время не разделялись. И, условно, Андрей Рублев, расписывающий Успенский собор во Владимире - дизайнер, это работа, сделанная на заказ, великая
и вечная, но она не являлась свободным творчеством вне всяких прикладных целей. Сейчас же искусство практически обособилось от дизайна, но почему тогда художники, не смотря на собственную свободу и независимость, возвращаются к реальному миру в виде функциональных предметов.
Ron Isaacs
Когда-то каждый предмет, находящийся в доме, был уникален, сделан чьими-то руками и нес в себе видение конкретного художника. Когда общество обеспечило себя всем необходимым, мебель из икеи, одежда из масс-маркета, иметь предметы мебели, посуду или одежду ручной работы – это позиция.
В каком-то смысле - это желание обособиться от современности. Сейчас предметы сделаны так, чтобы максимально не занимать наше внимание
и время. Художники же берущиеся за «дизайн» предмета хотят обратить наше внимание на повседневность, вернуть повседневности наше время, вывести его из раздела автоматизма.
Kaye Blegvad
Смотря на этот цветочный горшок от Kaye Blegvad я невольно думаю о смерти, все мы порастем когда-нибудь травой. Время - одна из самых острых тем нашего времени. Бич нашей эпохи – это желание быть вечно молодыми
и искусство реагирует на это по-своему. По сути, работая с предметом ежедневного пользования, художник работает с тем фактом, что предмет всегда имеет свой срок годности, но искусство не имеет срока годности, получается, что подобное произведение искусства уже несет в себе конфликт. Этот предмет очеловечивается в каком-то смысле, у человека есть смертное тело и бессмертная душа, так и у этого предмета есть часть бессмертия – принадлежность к искусству.

Особенно прямолинейно с этим работают концептуалисты, например, работа Lauren DiCioccio, которая вышивает надписи на пакетах, это насмешка над миром, которым правит капитализм и автоматизм. В этой вещи чувствуется грусть о ничего не значащим «спасибо», которым нас одаривают в каждом магазине и каком-то смысле – это попытка вернуть словам значимость.

Lauren DiCioccio
Помимо этого – работа с реальным предметом – это сокращение дистанции между художником и зрителем. Искусство много веков пыталось быть совершенно независимым, а теперь искусство сходит с пьедестала и хочет стать ближе.

Предмет, которым мы пользуемся ежедневно является частью нашего личного пространства. Художник, берущий за основу своего произведения искусства, подобный предмет, врывается в наше личное пространство или же предлагает нам ворваться в его пространство.
Joetta Maue
Предмет всегда имеет свою историю, а искусство по сути и есть рассказывание историй, работая с реальным предметом, художник обогащает свою работу.

Например, Rachel Udell использует ткань с платьев своей умершей матери
для вышивок и что бы она не вышила, для зрителя это знание окрашивает
ее работы совершенно по-новому. Такие работы помогают вновь ощутить силу искусства – разрушить границы между жизнью художника и его произведением.

Очень тонкая работа Joetta Maue трогает даже если не знать истории создания. Женщина, нарисованная и вышитая на простыне, как будто лежит на кровати, но, в то же время, – это не реальная женщина, а ее "проекция". Joetta посвятила эту работу своей матери, которой уже нет в живых. Простыня делает эту работу очень личной, зритель может почувствовать буквально кожей, то, что чувствует художник.

Возможно, что одна из главных причин этой тенденции в том, что мы перестали чувствовать? И художники хотят ворваться в наш чувственный мир. В этом смысле меня поражает работа Tracey Emin, которая сделала инсталляцию «Моя кровать» - эта инсталляция – настоящая кровать, в которой художница провела несколько дней, когда у нее была депрессия, таким образом мы можем почувствовать предельную честность художника по отношению
к нам и приглашение на секунду побыть внутри ее жизни.
Tracey Emin
Другой аспект работы с произведением искусства, как с предметом повседневного пользования то, что он становится частью среды и в большей степени соединен с миром. То есть предмет существует не в вакууме, как это бывает обычно на выставке (ведь ничего не должно мешать восприятию),
а наоборот, произведение встраивается в реальность. Очень интересны работы Francis Upritchard, которая делает не только скульптуры, но и столы,
на которых они стоят, таким образом она уверенно захватывает пространство. Она не занимается дизайном стола - это воинствующее искусство, врывающееся в реальность, которое хочет сказать что-то этому миру
на его же языке.
Francis Upritchard
Незамысловатое желание сделать искусство жизнью, а жизнь искусством – это взаимное движение художника на встречу к зрителю и зрителя на встречу
к художнику. В основе – это то же желание бессмертия и вечности хотя бы в моменте.
Francis Upritchard
Yohji Yamamoto
В частности, вся фэшн-индустрия построена на желании человека стать произведением искусства.

Каждый хочет быть частью искусства, одеть на себя искусство.

Слава богу, одежда, мебель посуда не могут стать виртуальным и художники держатся за возможность работы с тактильными материалами. Мы так глубоко погружены в виртуальные, безтактильные взаимодействия, что обращение искусства в сторону тактильности – это своеобразный способ вернуть нам возможность трогать, нюхать, чувствовать. Мы лишаемся этих связей, но мы нуждаемся в них, поэтому эти произведения так необходимы нам именно сейчас.
Made on
Tilda